- Венесуэла. Литература
Венесуэла. Литература
Литература развивается в основном на испанском языке. Народное поэтическое творчество индейцев В. до испанского завоевания не сохранилось. В XVI—XVII вв. литература ориентировалась на испанские образцы и представлена главным образом историческими хрониками; в поэзии господствовал гонгоризм. Собственно венесуэльская национальная литература начинает зарождаться с пробуждением национального самосознания креолов.
Просветительские идеи, проникшие в В. в конце XVIII в., воплотились в творчестве сатирика В. Салиаса (автора национального гимна), драматурга X. Д. Диаса, поэта X. А. Монтенегро и др. Большое влияние на формирование национальной литературы оказала патриотическая публицистика Ф. Миранды (1750—1816) и С. Боливара (1783—1830). В русле просветительского классицизма развивалась ранняя поэзия А. Бельо (1781—1865; поэма «Обращение к поэзии», 1823; «Ода в честь земледелия в тропиках», 1826) и др. Идеи Просвещения пропагандировал литературный журнал «Олива» («La Oliva», 1836—46). Поздние стихотворения Бельо предвещали приход романтизма, утвердившегося ко второй половине XIX в. Патриотическая тематика, гражданственность отличают произведения поэта Р. М. Баральта (1810—1860; элегическая поэма «Прощание с отчизной», 1844; героическая ода «К Колумбу», 1850), прозаика и драматурга X. В. Гонсалеса (1811—1866; кн. «Моё погребение Боливара», 1842; элегической поэмы в прозе «Месенианы», около 1852), прозаика Ф. Торо (1807—1865), публициста С. Акосты (1818—1881) и др. Национальная тематика нашла выражение в поэзии А. Лосано (1821—1866), Д. Р. Эрнандеса (1829—1893), X. Р. Епеса (1822—1881), X. А. Майтина (1804—1874), сатире Р. Арвело (1814—1878), X. В. Камачо (1829—1872), прозе X. А. Кальканьо (1827—1894). В творчестве поздних романтиков X. А. Переса Бональде (1846—1892; сборники стихов «Строфы», 1877, и «Ритмы», 1880; «Поэма о Ниагаре», 1883, и «Флор», 1883), X. Гутьерреса Колля (1836—1903) и других наметился поворот к модернизму, который утвердился в произведениях поэтов-декадентов М. Санчеса Пескеры (1851—1920), К. Борхеса (1875—1932) и др.
С середины XIX в. начали укрепляться позиции костумбризма (Д. Мендоса, 1839—1867; Н. Болет Пераса, 1838—1906, и др). В первых реалистических романах X. Хиля Фортуля (1862—1943), М. Э. Пардо (1868—1905), Г. Пикона Фебреса (1860—1918) и других проявились черты натурализма. Известность приобрёл роман «Пеония» (1890) М. В. Ромеро Гарсии (1865—1917), в котором впервые показано столкновение буржуазной «цивилизации» с феодальным «варварством» в социальном плане — мотив, типичный для последующего развития венесуэльской прозы. Реалистическая поэзия представлена творчеством Ф. Ласо Марти (1864—1912; поэма «Креольская сильва», 1914, посмертно). «Патриарх» венесуэльского модернизма М. Диас Родригес (1868—1927) в романе «Поверженные идолы» (1901), проповедуя «чистое искусство», вместе с тем отобразил общественные конфликты в стране, Л. М. Урбанеха Ачельполь (1874—1937) в своих произведениях воссоздал картины национальной жизни, проникнутые любовью к простому народу. К народной теме обращена также поэзия У. Переса (1871—1926), А. Маты (1870—1931) и др. Резкая критика диктаторского режима X. В. Гомеса дана в романах Р. Бланке Фомбоны (1874—1944) «Железный человек» (1907) и «Золотой человек» (1915).
В первые десятилетия XX в. реалистическое направление в литературе В. заняло основные позиции. Отойдя от эстетики модернизма, к национальным и народным истокам обратились так называемые постмодернисты Ф. Пас Кастильо (р. 1893), Л. Э. Мармоль (1897—1926), А. Э. Бланке (1897—1955), Э. Планчарт (1894—1953), X. Ф. Пачано (1901—1961) и др. Мировую известность получили романы «Донья Барбара» (1929), «Канайма» (1935) Р. Гальегоса (1884—1969), в которых дана разносторонняя картина жизни и социальных противоречий страны. X. Р. Покатерра (1888—1945) в романах «Тёмные жизни» (1916), «Доктор Бебе» (1918), в «Гротескных рассказах» (1922), в автобиографической хронике «Воспоминания венесуэльца времён упадка» (т. 1—4, 1927) приёмами социальной сатиры воссоздал жизнь страны в годы диктатуры X. В. Гомеса. В романах-воспоминаниях Т. де ла Парры (1890—1936) «Ифигения» (1924) и «Воспоминания матушки Бланки» (1929) поднят вопрос об эмансипации женщин.
В 20—30-е гг. в поэзии распространились также различные течения авангардистского, «левого» искусства. Вокруг журнала «Вьернес» («Viernes»), издававшегося прозаиком и драматургом А. Усларом Пьетри (р. 1906), сгруппировались поэты разных социально-эстетических концепций: А. М. Керемель (1899—1939), В. Хербаси (р. 1913), X. Р. Эредия (р. 1900), А. Э. Бланке и др. Позднее многие из них обращались преимущественно к национальной и социальной проблематике.
В 30—40-е гг. выдвинулась плеяда литераторов, объединённых стремлением к национальному освобождению, к социальному преобразованию общества, тревогой за судьбы мира в связи с наступлением фашизма: поэт А. Э. Бланке, эссеист П. Э. Колль (1872—1947), писатели М. Пикон Салас (1901—1965), А. Услар Пьетри, Р. Диас Санчес (1903—1968), писатели и поэты А. Арраис (1903—1962), М. Отеро Сильва (р. 1908), К. А. Леон (р. 1914), публицист М. Брисеньо Ирагорри (1897—1958).
В условиях диктатуры М. Переса Хименеса в литературе В. наблюдался спад; многие прогрессивные писатели жили в изгнании. Социальным протестом отличается творчество молодых поэтов А. Ламеды (р. 1923), П. Лайи (р. 1921), Л. Пастори (р. 1921), П. Дуно (р. 1933). В конце 50-х гг. в Мексике частично был опубликован роман Гальегоса «Огонь в клюве ворона» (полное издание под названием «Земля под ногами», 1971), посвящённый мексиканской буржуазной революции.
С 60-х гг. в литературе В. усилилась социальная и политическая заострённость. В творчестве прогрессивных писателей доминирует тема борьбы народных масс против засилья американских монополий и местной реакции: романы «Смерть Онорио» (1963) Отеро Сильвы, «Это называлось Н. Б.» (1965) и «Четыре Буквы» (1969) X. В. Абреу (р. 1927), сборники рассказов «Слово протеста» (1962) Г. Карреры (р. 1933) и «Три окна» (1970) Э. Мухики (р. 1927); поэзия Э. Суберо (р. 1931; сборник «Пока ещё ночь», 1963), Э. Коломбани (р. 1932; сборник «Сегодня я встаю и говорю», 1963) и др.
Литература:
Крылова В. П., О концепции «варварство — цивилизация» в общественной мысли и литературе Венесуэлы, в сборнике: Венесуэла. Экономика. Политика. Культура, М., 1967;
Мамонтов С. П., Литература Венесуэлы, в его книге: Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972;
Земсков В., Особенности венесуэльско-колумбийской прозы, в сборнике: Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;
Uslar Pietri A., Letras у hombres de Venezuela, Méx., 1948; Picón-Salas М., Comprensión de Venezuela, Car., 1955;
его же, Estudios de literatura venezolana, Car., 1961;
Bibliografía de la novela venezolana, [Car., 1963].В. П. Крылова.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.